Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 28.04.2024, 08:28 |
Персональный сайт учителя начальных классов | |
Приветствую Вас Гость |
|
Конспекты уроков
Открытый урок русского языка. Тема: Местоимение.
Тема: Местоимение как часть речи. Ресурсы: компьютерная презентация урока, толковые и орфографические словари, карточки для итога урока (тест), карточки для индивидуальной работы.
Цели урока: 1. Познакомить с новой частью речи – местоимением. 2. Наблюдать за признаками местоимения и его функциями в тексте (функция повтора).
Ход урока: I Оргмомент Вот звонок нам дал сигнал: Психологический настрой на урок: - А вот и первое задание. Как вы думаете, какую работу вы должны будете выполнить? ап . етит , ч. гун, чес. ный, б.рёза, шала., п.нал, рас.тояние. , г рус.ный, остро., г.гант , гал.рея – Какое слово получилось из вставленных букв? (Это слово путешествие.) -Запишите это слово в тетрадь. –А чем интересно это слово? Вывод:( Пут е ш е с т вие- это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е соответствует по значению слову п у т ь. Путешествие —это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью. Гласная буква е соединяет части сложных слов.) – Составьте предложение со словом путешествие. Мы получили огромное удовольствие от путешествия. – Запишите предложение в тетрадь. – Назовите в этом предложении все известные вам части речи. – Почему в данных предложениях вы не назвали слово мы ? II Сообщение темы и цели урока - Вот об этой части речи речи мы сегодня и будем говорить. Может кто-нибудь знает, как она называется? - Ну что ж, тогда откроем учебник на стр.133 и посмотрим. - Итак, какова же тема сегодняшнего урока? - Что бы вам хотелось узнать об этой части речи? - Сегодня на уроке мы сделаем много интересных открытий, касающихся этой части речи. III Изучение нового материала. 1. Введение в понятие «местоимение».
- Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название. А для этого мы должны выполнить следующее задание. - Посмотрите, какую ошибку вы видите в данном тексте? СЛАЙД 1
Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок. - Вместо какого слова мы употребили в предложениях местоимения? (берёза) - Какой частью речи оно является? (именем существительным) А теперь вслушайтесь - мест о имение ( вместо имени) В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени". В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. - Итак, первое открытие: - Что же это за часть речи? Местоимение – это часть речи, которая заменяет имена . Я о себе такого мнения: - А теперь, ребята, выясним, какова же роль местоимений в речи.
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки. - Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимения такое же значение, как и у существительного? Как вы думаете? Выясним. - Напомните мне, что же обозначает существительное? (предмет) Обучающимся предлагается текст. Вопрос: Кто же это "он"? Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете? - В чем же различие в значении местоимения и имени существительного? Вывод 3: Чтение правила в рубрике «Тайны языка» Стр.134.
Стр.134, упр.1. - Выпиши из текста слова, которые указывают на предмет. Выписаны: я, ты, он, мы, они. Физминутка Глазки видят всё вокруг,
Мы ладошкой потрясём,
А теперь мы тихо встали,
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Итак, ребята, скажите, выписанные нами местоимения указывают на предмет или признак предмета? + На предмет. - А сейчас попробуйте найти местоимения, которые указывают на признак! СЛАЙД 4: Такого дождя давно не было в мае. Этот день я запомню навсегда. Твой рисунок мне понравился больше. Выписаны: такого, этот, твой,… - На какой вопрос отвечают эти слова? + Какой, какого, чей….. - Итак, на какие же вопросы могут отвечать местоимения? Открытие 4 + Кто? Что? Какой? Чей? - Какие части речи отвечают на такие же вопросы? + Сущ. и прил. + М-сущ и М-прил.
IV Закрепление. . 2. Работа в парах. - Ребята, а сейчас возьмите карточки, вставьте местоимения, подходящие по смыслу.
1 вариант . . . люблю русскую берёзу.
3. Итог. МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ВМЕСТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО или прилагательного, ОТВЕЧАЕТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ с прилагательным, НО НЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ или признак, А УКАЗЫВАЕТ НА НЕГО. Я и МЫ, Ты и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения Всё местоимения! Рефлексия -- Что вам понравилось на уроке?
1 вариант
. . . люблю русскую берёзу.
2 вариант.
1 вариант
. . . люблю русскую берёзу.
2 вариант.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
uCoz |