Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 08:28

Персональный сайт учителя начальных классов

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспекты уроков

 

 

Открытый урок русского языка.

Тема: Местоимение.

 

 

Тема: Местоимение как часть речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимении.я
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы: компьютерная презентация урока, толковые и орфографические словари, карточки для итога урока (тест), карточки для индивидуальной работы.

 

 

Цели урока:

1. Познакомить с новой частью речи – местоимением.

2. Наблюдать за признаками местоимения и его функциями в тексте (функция повтора).

  1. Развитие интереса к изучению русского языка.

 

 

Ход урока:

I Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.

Психологический настрой на урок:
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. Готовы? Ну что же, в путь!

- А вот и первое задание. Как вы думаете, какую работу вы должны будете выполнить?

ап . етит , ч. гун, чес. ный, б.рёза, шала., п.нал, рас.тояние. , г рус.ный, остро., г.гант , гал.рея

– Какое слово получилось из вставленных букв?

(Это слово путешествие.)
Путешествие

-Запишите это слово в тетрадь.

–А чем интересно это слово?

Вывод:( Пут е ш е с т вие- это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е соответствует по значению слову п у т ь. Путешествие —это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью. Гласная буква е соединяет части сложных слов.)

– Составьте предложение со словом путешествие.

Мы получили огромное удовольствие от путешествия.

– Запишите предложение в тетрадь.

– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.
 

– Почему в данных предложениях вы не назвали слово мы ?
(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)

II Сообщение темы и цели урока
 

- Вот об этой части речи речи мы сегодня и будем говорить. Может кто-нибудь знает, как она называется?

- Ну что ж, тогда откроем учебник на стр.133 и посмотрим.

- Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

- Что бы вам хотелось узнать об этой части речи?

- Сегодня на уроке мы сделаем много интересных открытий, касающихся этой части речи.

III Изучение нового материала.

1. Введение в понятие «местоимение».

 

- Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое

название. А для этого мы должны выполнить следующее задание.

- Посмотрите, какую ошибку вы видите в данном тексте?

СЛАЙД 1

 

Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок.

- Вместо какого слова мы употребили в предложениях местоимения?

(берёза)

- Какой частью речи оно является?

(именем существительным)

А теперь вслушайтесь - мест о имение ( вместо имени)

В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени". В результате фонетических изменений начальное "в" отпало.

- Итак, первое открытие:

- Что же это за часть речи?

Местоимение – это часть речи, которая заменяет имена .

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

- А теперь, ребята, выясним, какова же роль местоимений в речи.

 

 

- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
Для чего же мы используем в речи местоимения?
Вывод- открытие 2.
(слайд)
Местоимения делают нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.

- Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимения такое же значение, как и у существительного? Как вы думаете? Выясним.

- Напомните мне, что же обозначает существительное?

(предмет)

Обучающимся предлагается текст.
(слайд)
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?
Ответ: Куст, мальчик, конь.

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?
Ответ: Слово "он" не называет предмета.

- В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?

Вывод 3:
(слайд)
Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Чтение правила в рубрике «Тайны языка» Стр.134.

 

  1. Работа с учебником.

Стр.134, упр.1.

- Выпиши из текста слова, которые указывают на предмет.

Выписаны: я, ты, он, мы, они.

Физминутка

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.

 

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.

 

А теперь мы тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

 

- На какой вопрос отвечают эти слова?

 

- Итак, ребята, скажите, выписанные нами местоимения указывают на предмет или признак предмета?

+ На предмет.

- А сейчас попробуйте найти местоимения, которые указывают на признак!

СЛАЙД 4:

Такого дождя давно не было в мае.

Этот день я запомню навсегда.

Твой рисунок мне понравился больше.

Выписаны: такого, этот, твой,…

- На какой вопрос отвечают эти слова?

+ Какой, какого, чей…..

- Итак, на какие же вопросы могут отвечать местоимения?

Открытие 4

+ Кто? Что? Какой? Чей?

- Какие части речи отвечают на такие же вопросы?

+ Сущ. и прил.
- Ребята, на стр.134 найдите рубрику «Обрати внимание!» и прочитайте, какие же местоимения бывают в зависимости от вопроса?

+ М-сущ и М-прил.

 

IV Закрепление.

.

2. Работа в парах.

- Ребята, а сейчас возьмите карточки, вставьте местоимения, подходящие по смыслу.

 

 

1 вариант

. . . люблю русскую берёзу.
Недавно . . . были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Сколько . . . подберёзовиков нашёл.
А . .. , ребята, сколько нашли?

  1. вариант.
    Вот выглянуло солнце из-за тучи. . . . осветило всю землю.
    На ветку берёзы села ворона. . . . громко закаркала.
    На другой ветке сидел воробей. . . . чистил свои пёрышки.
    Мы любим наблюдать за птицами, . . . помогают нам узнавать новое.

 

 

3. Итог.

МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ВМЕСТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО или прилагательного, ОТВЕЧАЕТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ с прилагательным, НО НЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ или признак, А УКАЗЫВАЕТ НА НЕГО.

Я и МЫ, Ты и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения

Всё местоимения!

Рефлексия

-- Что вам понравилось на уроке?
- Что было трудным?
- На следующих уроках мы продолжим делать открытия об удивительной части речи – местоимении.
X. Домашнее задание: упр. 4,стр.135. правило с. 134, или придумать и написать 5 предложений с местоимениями.

 

 

 

 

1 вариант

 

. . . люблю русскую берёзу.
Недавно . . . были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Сколько . . . подберёзовиков нашёл.
А ... , ребята, сколько нашли?

 

2 вариант.


  • выглянуло солнце из-за тучи. . . . осветило всю землю.
    На ветку берёзы села ворона. . . . громко закаркала.
    На другой ветке сидел воробей. . . . чистил свои пёрышки.
    Мы любим наблюдать за птицами, . . . помогают нам узнавать новое.

 

 

1 вариант

 

. . . люблю русскую берёзу.
Недавно . . . были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Сколько . . . подберёзовиков нашёл.
А ... , ребята, сколько нашли?

 

2 вариант.


  • выглянуло солнце из-за тучи. . . . осветило всю землю.
    На ветку берёзы села ворона. . . . громко закаркала.
    На другой ветке сидел воробей. . . . чистил свои пёрышки.
    Мы любим наблюдать за птицами, . . . помогают нам узнавать новое.

 

 

 

75 лет Победа!
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Календарь событий
Праздники России
Друзья сайта
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения. Все фото детей, персональные данные (имя, фамилия, класс), их работы размещены на сайте с письменного разрешения родителей (законных представителей).

Copyright MyCorp © 2024
uCoz