Цель: Выявление наиболее рациональных приемов обучения при работе со словарными словами.
Задачи: 1. Развивать зрительную и слуховую память учащихся на каждом уроке.
2. Рассмотреть новые подходы к словарно-орфографической работе.
3. Совершенствовать грамотность устной и письменной речи учащихся.
4. Работать над развитием внимания, мышления, речи, наблюдательности.
5. Прививать любовь к родному слову, к русскому языку.
Ожидаемые результаты: Добиться безошибочного письма с трудным написанием, используя приемы запоминания, разнообразные, интересные
нетрадиционные методы при работе со словарными словами.
Этапы:
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та , которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь
И относится он к ним
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
«…Непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры говорят о необходимости и значимости работы с такими словами». О.Н. Лёвушкина
Многолетний опыт работы показывает, с каким трудом школьники усваивают слова с непроверяемыми написаниями, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника «Русский язык» в орфографический словарь. Актуальной остается задача сделать интересным процесс изучения слов с непроверяемыми написаниями.
Хочу поделиться приёмами по формированию у младших школьников навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
- Через использование мнемонических приемов
Мнемоника – это совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов при помощи создания искусственных ассоциаций. Ассоциация – это связь между отдельными событиями, фактами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти. Без этих связей невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.
Идею использования метода ассоциативного запоминания словарных слов я взяла на основе рекомендаций А. Погодиной, Е.А.Лисовской, В. Агафонова.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер. Поэтому у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Для этого «хитрую» букву словарного слова предлагаю связывать с ярким ассоциативным образом, который помогает написать слово правильно.
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- форме;
- действию;
- назначению;
- вкусу;
- месту расположения;
- материалу;
- звучанию;
- количеству и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Графические ассоциации. Больше других нравится детям. Суть метода – видеть сходство формы, букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.
Это самые простые и самые популярные у детей «запоминалки».
Попробуйте заполнить пропуски не буквами, а картинками-ассоциациями. Теперь сравним, как с этим заданием справились дети.
Для улучшения запоминания зрительного образа орфограммы можно использовать «Словарь ассоциативных связей».
берёза – белая петух - Петя
капуста – квашеная пенал - перья
морковь – сок (морковный) ученик – учебник – учение
лимон – кислый молоток – молот - гвоздь
арбуз - сахарный рюкзак - руки
малина – сладкая портфель - порт
собака – дом охраняет коньки - конь
сорока – сорок платок – платье
стАкан - стАвлю
сОбака - хвОст
плАток - плАчет
Фонетические ассоциации
Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении, не забываем, что ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Маленькие кроссворды.
использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму.
Ассоциативный мультфильм
- Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей.
- ЗАДАНИЕ:
Дана цепочка слов:
УЧИТЕЛЬàКЛАССàУЧЕНИКИàАЛЬБОМà
ПЕНАЛàКАРАНДАШàХОРОШОàРЕБЯТАà
РИСОВАТЬ
- Необходимо составить связный рассказ, сюжет которого разворачивается от слова к слову, можно с использованием рисунков и аппликаций.
- Дети на уроке выступают в роли учителя. «Учитель» предлагает озвучить его мультфильм, записать на доске словарные слова, которые встречаются в рассказе, выделяя опасные буквы. Выслушав ученика, «учитель» читает свой вариант
Этимологический анализ, в упрощенном варианте - этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, «малина»- в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово «малина»- образовано от слова «малый»-«маленький». «Малина»-«малый»-состоящая из маленьких частей. Признак, который лёг в основу названия постепенно утрачивает свою образность, "затемняется".
Однако не всегда этимологическая справка содержит опорное написание.
Новый подход
Мудрый словарик
- Использование в работе пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов помогает обогащать словарный запас детей, носит воспитательное значение. Можно использовать пословицы, фразеологизмы и в работе над правописанием словарных слов.
|