Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 26.06.2025, 11:45

Персональный сайт учителя начальных классов

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Система изучения непроверяемых написаний. Часть 1.

Цель:  Выявление наиболее рациональных приемов обучения при работе со словарными словами. 
Задачи: 1. Развивать зрительную и слуховую память учащихся на каждом уроке.
2. Рассмотреть новые подходы к словарно-орфографической работе.
3. Совершенствовать грамотность устной и письменной речи учащихся.
4. Работать над развитием внимания, мышления, речи, наблюдательности.
5. Прививать любовь к родному слову, к русскому языку. 
Ожидаемые результаты: Добиться безошибочного письма с трудным написанием, используя приемы запоминания, разнообразные, интересные 
нетрадиционные методы при работе со словарными словами.

Этапы:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та , которая словами,

Как людьми, населена.

            Правит ими государь

            По прозванию Словарь

            И относится он к ним

            Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

 

«…Непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры говорят о необходимости и значимости работы с такими словами».          О.Н. Лёвушкина

Многолетний опыт работы показывает, с каким трудом школьники усваивают слова с непроверяемыми написаниями, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника «Русский язык»  в орфографический словарь. Актуальной остается задача сделать интересным процесс изучения слов с непроверяемыми написаниями.

Хочу поделиться приёмами по формированию у младших школьников навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

  1. Через использование мнемонических приемов

Мнемоника – это совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов  при помощи создания искусственных ассоциаций. Ассоциация – это связь между отдельными событиями, фактами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти. Без этих связей невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.

Идею использования метода ассоциативного запоминания словарных слов я взяла на основе рекомендаций А. Погодиной, Е.А.Лисовской, В. Агафонова.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер. Поэтому у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Для этого «хитрую» букву словарного слова предлагаю связывать с ярким ассоциативным образом, который помогает написать слово правильно.

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком:

Ассоциативная связь может быть по:

  • цвету;
  • форме;
  • действию;
  • назначению;
  • вкусу;
  • месту расположения;
  • материалу;
  • звучанию;
  • количеству и т.д.

Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

 

Графические ассоциации. Больше других нравится детям. Суть метода – видеть сходство формы, букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.

Это самые простые и самые популярные у детей «запоминалки».

Попробуйте заполнить пропуски не буквами, а картинками-ассоциациями. Теперь сравним, как с этим заданием справились дети.

Для улучшения запоминания зрительного образа орфограммы  можно использовать  «Словарь   ассоциативных связей».

берёза – белая                                          петух - Петя

капуста – квашеная                                пенал - перья

морковь – сок (морковный)                    ученик – учебник – учение

        лимон – кислый                                       молоток – молот - гвоздь

арбуз -  сахарный                                    рюкзак - руки

малина – сладкая                                     портфель - порт

собака – дом охраняет                            коньки - конь

сорока – сорок                                        платок – платье

 

стАкан - стАвлю

сОбака - хвОст

плАток - плАчет

 

Фонетические ассоциации

Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении, не забываем, что ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

 

         Маленькие кроссворды.

 

использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму.

 

Ассоциативный мультфильм

  • Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей.
  • ЗАДАНИЕ:

          Дана цепочка слов:

          УЧИТЕЛЬàКЛАССàУЧЕНИКИàАЛЬБОМà

          ПЕНАЛàКАРАНДАШàХОРОШОàРЕБЯТАà

          РИСОВАТЬ

  • Необходимо составить связный рассказ, сюжет которого разворачивается от слова к слову, можно с использованием рисунков и аппликаций.
  • Дети на уроке выступают в роли учителя. «Учитель» предлагает озвучить его мультфильм, записать на доске словарные слова, которые встречаются в рассказе, выделяя опасные буквы. Выслушав ученика, «учитель» читает свой вариант

 

       Этимологический анализ, в упрощенном варианте - этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, «малина»- в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово «малина»- образовано от слова «малый»-«маленький». «Малина»-«малый»-состоящая из маленьких частей. Признак, который лёг в основу названия постепенно утрачивает свою образность, "затемняется".

Однако не всегда этимологическая справка содержит опорное написание.

 

Новый подход

Мудрый словарик

  • Использование в работе пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов помогает обогащать словарный запас детей, носит воспитательное значение. Можно использовать пословицы, фразеологизмы и в работе над правописанием словарных слов.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: beloni1973 (26.03.2020)
Просмотров: 150 | Теги: словарные слова, сисема изучения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
75 лет Победа!
Вход на сайт
Поиск
Календарь событий
Праздники России
Друзья сайта
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения. Все фото детей, персональные данные (имя, фамилия, класс), их работы размещены на сайте с письменного разрешения родителей (законных представителей).

Copyright MyCorp © 2025
uCoz