Открытый урок русского языка.
Тема: Местоимение.
Тема: Местоимение как часть речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимении.я
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Ресурсы: компьютерная презентация урока, толковые и орфографические словари, карточки для итога урока (тест), карточки для индивидуальной работы.
Цели урока:
1. Познакомить с новой частью речи – местоимением.
2. Наблюдать за признаками местоимения и его функциями в тексте (функция повтора).
- Развитие интереса к изучению русского языка.
Ход урока:
I Оргмомент
Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.
Психологический настрой на урок:
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. Готовы? Ну что же, в путь!
- А вот и первое задание. Как вы думаете, какую работу вы должны будете выполнить?
ап . етит , ч. гун, чес. ный, б.рёза, шала., п.нал, рас.тояние. , г рус.ный, остро., г.гант , гал.рея
– Какое слово получилось из вставленных букв?
(Это слово путешествие.)
Путешествие
-Запишите это слово в тетрадь.
–А чем интересно это слово?
Вывод:( Пут е ш е с т вие- это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е соответствует по значению слову п у т ь. Путешествие —это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью. Гласная буква е соединяет части сложных слов.)
– Составьте предложение со словом путешествие.
Мы получили огромное удовольствие от путешествия.
– Запишите предложение в тетрадь.
– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.
– Почему в данных предложениях вы не назвали слово мы ?
(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)
II Сообщение темы и цели урока
- Вот об этой части речи речи мы сегодня и будем говорить. Может кто-нибудь знает, как она называется?
- Ну что ж, тогда откроем учебник на стр.133 и посмотрим.
- Итак, какова же тема сегодняшнего урока?
- Что бы вам хотелось узнать об этой части речи?
- Сегодня на уроке мы сделаем много интересных открытий, касающихся этой части речи.
III Изучение нового материала.
1. Введение в понятие «местоимение».
- Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое
название. А для этого мы должны выполнить следующее задание.
- Посмотрите, какую ошибку вы видите в данном тексте?
СЛАЙД 1
Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок.
- Вместо какого слова мы употребили в предложениях местоимения?
(берёза)
- Какой частью речи оно является?
(именем существительным)
А теперь вслушайтесь - мест о имение ( вместо имени)
В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени". В результате фонетических изменений начальное "в" отпало.
- Итак, первое открытие:
- Что же это за часть речи?
Местоимение – это часть речи, которая заменяет имена .
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
- А теперь, ребята, выясним, какова же роль местоимений в речи.
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
Для чего же мы используем в речи местоимения?
Вывод- открытие 2.
(слайд)
Местоимения делают нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.
- Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимения такое же значение, как и у существительного? Как вы думаете? Выясним.
- Напомните мне, что же обозначает существительное?
(предмет)
Обучающимся предлагается текст.
(слайд)
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "
Вопрос: Кто же это "он"?
Ответ: Куст, мальчик, конь.
Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?
Ответ: Слово "он" не называет предмета.
- В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?
Вывод 3:
(слайд)
Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Чтение правила в рубрике «Тайны языка» Стр.134.
- Работа с учебником.
Стр.134, упр.1.
- Выпиши из текста слова, которые указывают на предмет.
Выписаны: я, ты, он, мы, они.
Физминутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
А теперь мы тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Итак, ребята, скажите, выписанные нами местоимения указывают на предмет или признак предмета?
+ На предмет.
- А сейчас попробуйте найти местоимения, которые указывают на признак!
СЛАЙД 4:
Такого дождя давно не было в мае.
Этот день я запомню навсегда.
Твой рисунок мне понравился больше.
Выписаны: такого, этот, твой,…
- На какой вопрос отвечают эти слова?
+ Какой, какого, чей…..
- Итак, на какие же вопросы могут отвечать местоимения?
Открытие 4
+ Кто? Что? Какой? Чей?
- Какие части речи отвечают на такие же вопросы?
+ Сущ. и прил.
- Ребята, на стр.134 найдите рубрику «Обрати внимание!» и прочитайте, какие же местоимения бывают в зависимости от вопроса?
+ М-сущ и М-прил.
IV Закрепление.
.
2. Работа в парах.
- Ребята, а сейчас возьмите карточки, вставьте местоимения, подходящие по смыслу.
1 вариант
. . . люблю русскую берёзу.
Недавно . . . были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Сколько . . . подберёзовиков нашёл.
А . .. , ребята, сколько нашли?
- вариант.
Вот выглянуло солнце из-за тучи. . . . осветило всю землю.
На ветку берёзы села ворона. . . . громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. . . . чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами, . . . помогают нам узнавать новое.
3. Итог.
МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ВМЕСТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО или прилагательного, ОТВЕЧАЕТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ с прилагательным, НО НЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ или признак, А УКАЗЫВАЕТ НА НЕГО.
Я и МЫ, Ты и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это без сомнения
Всё местоимения!
Рефлексия
-- Что вам понравилось на уроке?
- Что было трудным?
- На следующих уроках мы продолжим делать открытия об удивительной части речи – местоимении.
X. Домашнее задание: упр. 4,стр.135. правило с. 134, или придумать и написать 5 предложений с местоимениями.
1 вариант
. . . люблю русскую берёзу.
Недавно . . . были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Сколько . . . подберёзовиков нашёл.
А ... , ребята, сколько нашли?
2 вариант.
выглянуло солнце из-за тучи. . . . осветило всю землю.
На ветку берёзы села ворона. . . . громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. . . . чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами, . . . помогают нам узнавать новое.
1 вариант
. . . люблю русскую берёзу.
Недавно . . . были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Сколько . . . подберёзовиков нашёл.
А ... , ребята, сколько нашли?
2 вариант.
выглянуло солнце из-за тучи. . . . осветило всю землю.
На ветку берёзы села ворона. . . . громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. . . . чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами, . . . помогают нам узнавать новое.